ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ФЕНОМЕН В ИССКУСТВЕ ДРЕВНИХ НАРОДОВ ТАЁЖНОЙ ЕВРАЗИИ И ЯРКИЙ УЗНАВАЕМЫЙ БРЭНД КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СВОЕОБРАЗИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ.

В раннесредневековом культурном пространстве таёжной Евразии выделяются образная металлической пластика, связанная с древними памятниками Пермского края. Пермский звериный стиль в искусстве населения таёжной Евразии явление многомерное, на формирование и развитие которого оказывали влияние разнообразные источники; внутренние, базирующиеся на местных мифологических традициях, так и внешние (скифо-сарматские искусство, художественный и монетный металл среднеазиатских цивилизаций – Ахеменидский Иран, Парфия, Кушанская и Сасанидская державы), подготовившие основную иконографическую базу для создания наиболее высокохудожественных изделий. О явной синкретичности в генезисе и формировании этого неповторимого культурного феномена заявляли различные авторитетные учёные (Д. Н. Анучин, И. Н. Иванов, Н. И. Кондаков, Ф. В. Теплоухов, А. В. Шмидт,, А. М. Тальгрен, П. И. Мельничуков, А. А. Спицын, А. П. Смирнов, В. А. Оборин и др.).

Истоки пермского средневекового художественного металла прослеживаются с раннего железного века (вторая половина I тыс. до н. э.), когда рзвивалась культовая образная металлопластика в рамках поздненаньинско-гляденовского мира. Именно в это время идёт становление иконографии образа медведя «в ритуальной позе», которая широко впоследствии распространяется в раннем средневековье в лесном Приуралье и Западной Сибири. Следует признать, что к настоящему времени самые ранние изображения хозяина тайги в жертвенной позиции выявлены в ананьинских комплексах Пермского Приуралья (VI в. до н. э.). В раннем железном веке в регионе формируются и развиваются образы хищных птиц с распахнутыми крыльями в геральдической позе. Прототипами образов хищных птиц в ананьинско-гляденовской пластике, являлись древнеиранские художественные стандарты (варагны), которые проявились в искусстве таёжной Евразии опосредовано благодаря культурному воздействию скифо-сакского мира . В раннем железном веке Пермского Прикамья распространяются различные антропоморфные и полиморфные изображення, особенно ярко представленные на памятнике мирового значения Гляденовское костище близ Перми.

Неповторимость пермских древностей демонстрируют изделия плоского сюжетного (плакеточного) литья, среди которых преобладают композиции с образами людей, человеколосей и ящеров совершенно не свойственные художественному литью других районов Евразии. По заключению Г. М. Бурова, именно пермские плакетки обладают высокохудожественными композициями, что было обусловлено наличием в Верхнем Прикамье своеобразной школы, где создавались эти выдающиеся культовые образы.

Важной особенностью пермского художественного литья является формирование синхронно с классическими культовыми пермскими образами декоративных изделий (пронизи, биконьковые шумящие подвески) в зверином стиле. Наиболее выразительными изделиями являются пронизи с образом собаки-птицы бытование которых синхронизируется с активным выбросом сасанидского металла в ареал древнепермских культур таёжного Прикамья. К концу VII в. формируется иконография классических биконьковых шумящих подвесок, которые в X – XIII вв. распространяются в обширных районах Западной Сибири и Восточной  Европе, вплоть до Скандинавии  и бассейна рек Дона и Днепра.

Появление образцов классического пермского звериного стиля происходит в конце VI-VII вв. когда в Пермское Приуралье в результате обменно-торговых операций начинается значительное поступление высокохудожественной центрально - азиатской и восточно-римской утвари, а также  монет из серебра. Современными учёными « золотой век» пермского звериного стиля определяется в пределах VII-IX вв. Именно в этот период в художественном пермском литье продолжается развитие давних сюжетных линий и появление новых сложных композиций.

Известный историк и археолог Урала профессор В. А. Оборин отмечал « Лучшие произведения пермского звериного стиля с полным основанием можно отнести к числу выдающихся памятников древнего народного искусства, созданных замечательными мастерами. Они по праву входят в сокровищницу культурного наследия народов нашей страны».

Изделия пермского звериного стиля хранятся в фондах Пермского, Чердынского, Березниковского, Соликамского, Кунгурского, Добрянского краеведческих музеев Пермского края, в собраниях Государственного исторического музея (г. Москва) и Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург), музея Удмуртского государственного музея (г. Ижевск).

К настоящему времени учеными Пермского края созданы квалифицированные научные каталоги по пермскому звериному стилю (профессор В. А. Оборин, 1976; профессора В. А. Оборин, Г. Н. Чагин, 1988; Н. В. Кулябина, 2013), но они явно не могли описать все хранящиеся в различных музеях страны высокохудожественные изделия пермского звериного стиля. В связи с этим назрела необходимость приступить к созданию электронного наиболее полного научного каталога пермского художественного литья, который послужит явно популяризации пермских древностей не только в России, но и за рубежом.

Доктор исторических наук, профессор Г. Н. Чагин, кандидат исторических наук, доцент А. Ф. Мельничук

 

 Вильданов Р.Ф, Мельничук А.Ф. Влияние сюжетов сасанидского и согдийского серебра на образы пермского звериного стиля // Вестник Пермского университета. История. 2005. Вып. 5. С. 66 – 69.

Мельничук А. Ф., Лепихин А. Н. Медно-бронзовое культовое литье Гляденоского костища и проблема соотношения гляденовских и кулайских древностей // Северный археологический конгресс. Тезисы докладов. Ханты-Мансийск. Екатеринбург: «Академкнига», 2002. 130 – 132.

 Коренюк С. Н., Мельничук А. Ф., Чагин Г. Н. Об « угорском» фоне в этнической интерпретации высокохудожественных изделий пермского звериного стиля // Этнокультурное наследие пермских финнов.. Кудымкар, 2013. С. 28 – 51..

 Коренюк С. Н., Перескоков М. Л. Эволюция образа медведя «в жертвенной позе» в искусстве населения Западного Приуралья в раннем железно веке и средневековье // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 2 (22). С. 45 – 48. Коренюк С. Н., Мельничук А. Ф. Орнитофауна в культовых образах ранних гляденовских костищ // III Северный конгресс. Ханты-Мансийск; Екатеринбург: ИздатНаукаСервис, 2010. С. 183 – 184.

Чемякин Ю. П., Кузьминых С. В. Металлические орнитоморфные изображения эпохи раннего железного века Восточной Европы и Урала //Тверской археологичеекий сборник. Материалы IV археологической конференции. Тверь: Триада, 2011. Вып. 8. Т. II. С. 43 – 74.

Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М.; «Искусство», 1977. 232 с.

 Коренюк М. С. Металлические антропоморфные изображения в раннем железном веке Пермского Прикамья // Вестник Пермского университета. 2015. Вып. 1 (28). С. 85 – 98.

 Чижова Л. В. Идеология древнего населения Урала и Запалной Сибири (по материалам культового литья): Автореф.  дисс……канд. ист. наук. Л., 1983. 24 с.

Балакин Ю. В. Урало-Сибирское культовое литьё в мифе и ритуале. Новосибирск: Наука Сиб. Предприятие РАН, 1998. 280 с.

 Мельничук А. Ф., Ракшин А. А. Сложные культовые (плакетные) образы Пермского звериного стиля с изображением человеколосей и их место в историко-географическом пространстве Урала и Западной Сибири // Седьмые Берсовские чтения. Екатеринбург; Изд-во Квадрат, 2016. С. 253 – 258.

 Мельничук А. Ф., Ракшин А. А. Образ ящера в искусстве средневекового населения таежного Приуралья; распространение, происхождение, этнокультурная принадлежность // Археологическое наследие Урала: от первых открытий к фундаментальному научному знанию (ХХ Уральское археологическое совещание): материалы всероссийской (с международным участием) научной конференции. Ижевск:УдГУ, 2016. С. 251 – 253.

Мельничук А. Ф. , Ракшин А. А. Бронзовые пронизки с образами собак-птиц в историко-культурном пространстве Приуралья (лес-степь) // XXI Уральское совещание, посвященное 85-летию со дня рождения Г. И. Матвеевой и 70-летию со дня рождения Васильева. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Самара: Изд-во СГСПУ. 2018. С. 305 – 306.

Мельничук А. Ф., Голдобин А. В., Перескоков М. Л., Ракшин А. В. Редкие образы сдвоенных существ пермского звериного стиля в ломоватовско-неволинских древностях Среднего Приуралья // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. XIV; Средневековая археология Евразии: от Ямала до Карпат. Пермь :ПГПУ. С. 114 – 126.

Буров Г. М. О назначении бронзовых культовых плакеток Пермского стиля // Культура народов Причерноморья. Симферополь, 1998. № 4. С. 36 – 43.

Оборин В. А. Древнее искусство народов Прикамья. Пермь. Перм. кн. из-до. 1976. 192 с.

Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь. Пермское кн. изд-во.  1988. 184 с.

 Кулябина Н. В. Наследие камской чуди; Пермский звериный стиль: Из собрания Пермского краеведческого музея; Каталог. Екатеринбург-Пермь, 2013. 268 с.

 

 

 

 

 


Поиск